FestivalNow! исследует российские кинофестивали и узнает поближе фестиваль, который проводится чаще, чем раз в год.
SHORT SHOT FEST – фестиваль не самый обычный. Показы лучших фильмов здесь проводятся раз в два месяца, а финальная часть с награждением раз в год в августе. Ближайший показ в Москве состоится уже 2 апреля. А мы решили задать пару вопросов из нашей анкеты главному организатору фестиваля – Никите Чисникову.
Новости и анонсы новых больших материалов – только в нашем телеграм-канале, подписывайтесь!
Как родилась идея вашего кинофестиваля? Кто помогал с организацией события в первый раз?
Я много лет работаю продюсером на телевидении. За 22 года работы произвел десятки проектов для федеральных каналов: сериалы, документальные фильмы, шоу, клипы и другое.
В какой-то момент я понял, что хочу выйти за рамки телевидения. Тогда я поступил на режиссерский факультет ВГИК (мастерская Юрия Кары). Во время учебы во ВГИКе я снимал курсовые и дипломную работы – короткометражные фильмы, которые отправлял на различные кинофестивали. При этом я не просто отправлял работы, но и активно посещал практически все кинофестивали, в которых участвовали мои фильмы. Поездил и по России, и по Европе.
Опыт личного участия показал, насколько отличается принцип отбора фильмов, критерии оценки, организация, да и в целом фестивальный дух. Одни кинофестивали — это, действительно, праздник кино, куда приходит весь город, а другие удивляли какой-то бездушностью, формальностью. Ты находишься в зале и понимаешь, что фильмы показываются просто для галочки. Организаторы не составляют какой-то внятной программы, концепции, фильмы просто показываются один за другим безо всяких пояснений. Работа со зрителями также на таких формальных кинофестивалях не проводится: в зале могло присутствовать от силы два-три зрителя, которые случайно забрели на это мероприятие. Бывало и так, что члены жюри открыто и публично критиковали авторов, как будто это не фестиваль, а экзамен.
Так, постепенно я понял, что хочу создать такой кинофестиваль, где к авторам будут относиться с уважением и показывать заинтересованность их творчеством. Каждый автор вкладывает душу в свою работу. И не только душу, но и время, и деньги. Создание даже пятиминутного фильма — это сложный процесс. Авторы, находясь в зале, ловят буквально каждый вздох зрителя. Им очень важна реакция. И они всегда настроены на общение со зрителями.
Кинофестиваль, который я себе представлял, — это мостик между авторами и зрителями. Фильмы должны быть интересны не только автору и профессионалам кино, но и обычным людям, посетившим показ. Кроме того, эти киноработы должны быть уникальны, единичны. Когда зрители приходят на наши показы, они точно знают, что эти фильмы они не увидят больше нигде.
Так и родился Short Shot Fest. Название и концепцию придумала сооснователь нашего кинофестиваля, журналист и сценарист Яна Кононова. Нас иногда спрашивают, почему у российского кинофестиваля английское название? Мы изначально хотели организовать международный фестиваль. По-настоящему международный, поэтому название должно было читаться и быть понятным абсолютно в любой точке мира.
Short Shot Fest — это игра слов: Short — «короткий», а Shot — это и «выстрел», и «съемка». Под это название я придумал логотип: наш «короткий выстрел» (short shot) разбивает символ мейнстримового кино — попкорн.
Создавался фестиваль в самый разгар локдауна: первые фильмы начали поступать в июне 2020 года. Поначалу мы делали все вдвоем с Яной Кононовой: создавали сайт, писали посты в соцсетях, связывались с авторами. Затем постепенно собрали жюри и в августе 2020 провели первый показ. И когда я увидел, что в зале не было свободных мест (с учетом эпидемиологической обстановки и соблюдения социальной дистанции), то я понял, что мы идем верным путем.
Мы сразу поставили перед собой задачу быть постоянно на связи с нашими авторами. Мы общаемся с ними в соцсетях, берем у них интервью и размещаем на сайте, они делятся с нами своими новостями и достижениями. Мы, можно сказать, дружим. И вообще, общение авторов и зрителей — это обязательная часть нашего фестиваля.
Кто сейчас составляет команду вашего кинофестиваля?
Наша команда сейчас это я, Никита Чисников, основатель и директор, Яна Кононова — сооснователь и креативный директор, Максим Пешков — актер, член жюри, Винченцо Де Сио — режиссер, преподаватель, член жюри (Италия), Михаил Лыков — продюсер, член жюри, Юлия Панина — отборщик и СММ. Постепенно мы расширяем состав жюри и скоро объявим новых членов.
Какими из своих фильмов, показанных на последних кинофестивалях вы гордитесь больше всего? Что стало открытием для зрителей и для вас?
Показы лучших фильмов мы проводим раз в два-три месяца. При таком графике показов у нас есть возможность в течение года показать гораздо больше работ, чем если бы мы проводили наш показ один раз, но на протяжении, скажем, трех дней. Фильмов на конкурс приходит огромное количество — около 200 работ ежемесячно. Разумеется, не все их можно отнести к шедеврам, но уровень фильмов очень высокий. За два года мы сформировали определенную позицию и видение на то, какие фильмы мы отбираем для показа, какие заслуживают награды, а какие, возможно, не дотягивают по каким-то критериям до награды, но в них чувствуется потенциал — их мы тоже отмечаем.
Поначалу казалось, что здорово, если за 15-20 минут авторы умудряются показать события полного метра, но постепенно пришло понимание, что короткий метр — это, в первую очередь, поиск новых форм, нового киноязыка. Это уже не просто «проба пера», как было еще лет 10 назад.
Одно из открытий Short Shot Fest 2022 года – фильм Work It Class! испанского режиссера Пола Дигглера. Это совершенно необыкновенная свежая работа, своеобразный манифест, некий сатирический протест режиссера против существующих в кинематографе правил. Ее хронометраж всего 8 минут, но когда мы в январе показали ее на январском показе, зрители аплодировали стоя. Кстати, это была мировая премьера фильма, и с тех пор работа уже получила множество наград.
Среди наших участников есть и юная Ава Баундс — невероятно талантливый режиссер из Великобритании. Аве всего 15 лет, но она сняла уже несколько потрясающих фильмов. Один из них Beth выиграл в прошлом году в номинации «Short Shot Fest. Лучшая студенческая работа». Фильмы Авы очень зрелые и «взрослые». Не зная, сколько лет автору, невозможно даже подумать, что эти фильмы сняты школьницей.
Разумеется, совершенно невероятные работы представляют на конкурс российские режиссеры. В прошлом году победителем Short Shot Fest в номинации «Лучший фильм» стал фильм Игоря Неведрова «Пальто». Игорь является режиссером и актером театра Романа Виктюка. Жюри отметило и трогательный фильм Радды Новиковой «Московская горка», и очень смешную комедию «Везунчик» Лики Крыляевой.
Вообще, очень интересно наблюдать различие во взглядах и разный кинематографический подход у режиссеров из разных стран. Иногда происходят не просто открытия талантливых режиссеров, но и открытие кинематографического искусства целых стран. Например, что вы знаете о филиппинском кинематографе? А вот зрители Short Shot Fest после просмотра фильма и общения по Zoom c филиппинским режиссером Джудом Матайгуйханом уже имеют свое представление о том, как создаются фильмы в этой стране.
Кстати, интерактив — общение с создателями фильмов, участвующих в показах, — обязательный пункт программы. Российские режиссеры со своей командой общаются со зрителями лично, прямо в зале сразу после просмотра их фильма, а зарубежные выходят на связь по Zoom. То, насколько для авторов важно, как зритель реагирует на их работу, можно понять и по тому, что все наши авторы находятся в разных часовых поясах, но они находят время, чтобы выйти на связь даже тогда, когда в их регионе глубокая ночь.
Какая обратная связь приходит от ваших зрителей? Кто они для вас? Насколько значимо для них событие?
Наш фестиваль – это место встречи авторов и зрителей. Таким мы его и задумывали. Мы лишь проводники хорошего кино для думающих людей, которые любят кинематограф.
Какой-то собирательный портрет нашего зрителя нарисовать почти невозможно, потому что это люди абсолютно всех возрастов, принадлежащие к разным социальным категориям, разных профессий. Объединяет их друг с другом, с авторами фильмов и с организаторами Short Shot Fest искренняя любовь к кино, любознательность и желание выйти за рамки привычных форматов.
Каждый раз после показа я с радостью наблюдаю, как обычные зрители отмечают нас в соцсетях, делятся впечатлениями. Во время показов мы пытаемся создать настоящий праздник для зрителей и авторов. И это у нас получается. После показов зрители не хотят уходить — общаются с авторами, делятся впечатлениями. А еще у нас уже появились постоянные зрители, которые ходят на все наши показы, пишут в личку, интересуются датой следующего мероприятия. Для нас это самый главный показатель, что мы делаем правильное и нужное дело.
Знаете, очень приятно осознавать, что ты делаешь дело, которое дарит признание одним людям и положительные эмоции другим.