Самое время проанализировать, как с угрозой всемирной пандемии боролись культурные институции по всему миру. Кто-то вышел в онлайн.
Пандемия коронавируса, без сомнения, стала поворотным моментом в современной истории, испытавшим институты общества на прочность.Сильный удар приняли на себя культурные заведения: театры, кинозалы, музыкальные площадки – в основном, те события, которые проходили с условием личного присутствия. Как вели себя мировые кинофестивали? Как они справились с новым вызовом?
Реакции организаторов событий по всему миру, которые прошли с 2020 по 2022 год, можно разделить на три сценария, которые мы рассмотрим более детально.
Сценарий №1 – мы встретимся лично, но с тестами
Фестивали класса «А» выбрали такой путь. Показы Берлинского кинофестиваля три раза подряд проходил с повышенным тестированием зрителей, а в 2022 году он прошел несмотря на рост заболеваемости коронавирусом внутри страны. Фото «тестовых» автобусов для гостей и делегатов фестиваля мы показали ранее. С повышенным тестированием за счет фестиваля события проводили в Венеции и Каннах. Проводились показы на открытом воздухе: здесь и Берлин, и Локарно.
Российские фестивали делали упор не на тестирование, а на ношение масок, ограниченное посещение и социальную дистанцию. В 2021 году «с масками» прошел Московский международный кинофестиваль, Санкт-Петербургский международный Контент Форум, «Послание к человеку» в 2020 году, «Кинотавр» в Сочи.
Сценарий №2 – уходим в онлайн
Полный уход события в онлайн формат чаще всего коррелировали с обстановкой по заболеваемости на ограниченной территории, будь то страна или регион. Например, два года подряд фестиваль в Роттердаме проводился именно по причине роста зараженных коронавирусом.
В 2021 году номинанты и объявляющие Премии американской Гильдии киноактеров (как Гильдии режиссеров и продюсеров) находились в своих домах и общались по видеосвязи. Фестиваль Sundance в 2021 и 2022 году в промо-кампании сделал упор на онлайн-показы, сократив число показов оффлайн. Среди зрителей в соцсетях это решение вызвало положительный эффект – появляются целые статьи, отмечающие, что онлайн-фестиваль не является просто плеером с фильмами.
Сценарий №3 – открываемся для всех и везде
Смотры выбирают развитие в двух плоскостях: онлайн и оффлайн. Кинофестиваль «Послание к человеку» в 2021 году столкнулся с ужесточением коронавирусных ограничений в Петербурге и провел один (!) день показов в кинотеатрах. Для последующих премьер фильмов пришлось спешно искать онлайн-партнера, которым стал один из стриминговых сервисов.
Лондонский кинофестиваль в 2021 году прошел следующим образом: часть очных кинопоказов прошла за пределами Лондона — в кинотеатрах-партнерах смотра, расположенных по всей Великобритании. Церемония награждения состоялась онлайн.
Гибридный режим фестивалей – главный тренд такого типа событий в последние несколько лет. Это становится более безопасной возможностью для организаторов быть более гибкими и подстраиваться под постоянно меняющуюся общественную повестку дня.