Пока современное сообщество перестраивается к новым мировым реалиям, есть смысл подвести черту в том, как работали разные части киноиндустрии. Разберем тенденции на простых примерах выходящих в прокат фильмов.
Прокат фильмов в России и мире – это коммерческий процесс, который складывался годами. На эту тему в 2020 году появился ряд качественных аналитических текстов, освещающих титанические сдвиги в мировом прокате фильмов – например, тексты от портала kimkibabaduk можно прочитать здесь, здесь и здесь. Главная выжимка ситуации – от выхода фильма в кинотеатрах до цифровой премьеры проходило до 90 дней, но коронавирус спутал все карты. Студия находила дистрибьютера (или сама становилась таковой), после чего определялись каналы для показа фильмов – это могло быть телевидение, кинотеатры, стриминги или физические носители (DVD, Blu-Ray).
Например, студия Warner Bros. выпускала фильмы одновременно и в открытых кинотеатрах, и в онлайне. Теперь этой тактикой на студии не планируют пользоваться, но прецедент оказался значимым. В свою очередь, Universal стала первой студией, выпустившей свои текущие кинопрокатные релизы на PVOD (он же TVOD, про работу стримингов мы писали ранее) – картины «Охота», «Эмма» и «Человек-невидимка». В США мультфильм «Тролли. Мировое турне» вышел сразу на цифровых платформах, минуя кинопрокат. Сети кинозалов, прокатные и производственные и стали плотнее взаимодействовать со стримингами, которые получили новую точку роста числа подписчиков.
Российский кинопрокат до 2022 года не являлся исключением из правил. В зависимости от «сарафанного радио» фильмы в прокате могли находиться до нескольких месяцев, после чего появлялись в стримингах. Для того, чтобы у фильма случился прокат онлайн, ему нужно было «настояться» – как российским, так и зарубежным картинам. Самые кассовые фильмы проката могли находиться в «пуле» кинотеатров по нескольку месяцев: доказательство тому «Движение вверх», «Холоп» и другие кассовые работы. Из чего исторически складывался кинотеатральный прокат в нашей стране, можно прочитать здесь.
Со временем прокат зарубежных фильмов в России становился вопросом политики – запрет властями проката «Смерти Сталина» или «Ребенка 44» тому пример, в этих случаях прокат фильмов отменили. Из недавних примеров – скандальное «Искушение» Пола Верховена только недавно приземлился на стримингах, получив запрет для показа в кинотеатрах осенью 2021 года.
Лучший онлайн прокат фильмов – своевременный, показала пандемия коронавируса. Стриминги получили меньшее прокатное окно, показывая российские премьеры с меньшей задержкой. Например, сейчас в онлайне можно посмотреть российские картины, которые вышли в середине зимы 2022 года. Раньше такое было сложно представить. Прошлой зимой сети кинотеатров в России не стали брать в свой репертуар «Елки 8». Причиной стала ранняя премьера на стриминге ivi.
Наиболее революционный пример пока что представили за океаном – ставшая легендарной студия А24 («Солнцестояние», «Ведьма») решила показывать фильмы напрямую своим зрителем, минуя кинотеатры и стриминги. Компания, известная своей работой со зрителями в соцсетях, решила показывать фильмы напрямую со своего стриминга. Первым «пробным шаром» стала экспериментальная картина «Пляж», затем более громкое кино – «Камон Камон» с Хоакином Фениксом в главной роли.
Так независимые и не совсем высокобюджетные картины смогут получить еще один канал для распространения зрителю напрямую. Такое понятие как «прокатные окна» может изжить себя куда быстрее, чем кажется, а суть похода в кино пересмотрится.
Лучшие фильмы проката смотреть сейчас получается оперативнее, чем несколько лет назад. Однако трансформация сложившегося рынка происходит прямо сейчас – и мы все свидетели этому.