Что-то получится посмотреть бесплатно, но даже у просмотра фильмов есть своя цена – реклама. Вместе разбираемся, из чего складывается легальное потребление контента прямо сейчас и как оно работает.
За счет чего стриминговые сервисы зарабатывают? В основном, те показатели выручки и окупаемости, которыми гордятся проекты по запросу видео прямо сейчас, складываются из трех моделей – SVOD, TVOD и AVOD. Более детальный разбор теории можно прочитать здесь. Если вкратце, то SVOD – это подписка и база контента сервиса, TVOD – это магазин стриминга, а AVOD – просмотр видео с рекламой.
C 2017 года основной статьей дохода стримингов стали подписки пользователей, но тенденция введения просмотра рекламы перед видео снова становится трендом. Так потенциально новые подписчики привлекаются в битву предложений, так повышается внимание к стримингу – тут реклама и приходится кстати.
Такой подход в России прижился, мы разбирали тенденцию здесь. К системе подключились сервисы Premier и Wink, ivi, Okko, Kion. Рекламодателям в рамках AVoD-модели дают различные форматы размещений: pre-roll, post-roll и mid-roll, а также спецпроекты. Рекламу чаще всего показывают пользователям, которые смотрят бесплатные фильмы онлайн без оформления подписки.
По данным компании «ТМТ консалтинг», доходы от платной модели в 2021 году принесли видеосервисам 37,2 млрд рублей (86% от совокупной выручки), реклама – 6,2 млрд рублей (14%). Согласно недавнему исследованию Telecom Daily, по AVOD-модели в минувшем году в сравнении с 2020-м выручка выросла у онлайн-кинотеатра «Первого канала» (41%), IVI (16%) и YouTube (13%).
YouTube, сделавший на отмене просмотра рекламы подписку – это один пример. С другой стороны к тому же результату пришли стриминги со своей непользовательской базой контента. Смотреть кино онлайн теперь можно и без подписки, посмотрев рекламу: хуже «пиратам», а контент все равно смотрят легально.
Таким образом, посмотреть фильм становится просто и понятно, кино выходит из «серой зоны» потребления. Все новинки кино 2021 года, 2022-го, 2020-го и остальных времен открыты, понятны и видны.
Тренд, более отчетливо прозвучавший в России, пришел и на Запад, где ведется своя война стримингов. Тенденции, например, посвящен отдельный материал на Indiewire.
Сервис потокового вещания Disney Plus представит новый вариант подписки – с поддержкой рекламы и по меньшей стоимости. Сейчас в стриминге есть вариант подписки только без рекламы. В США новую опцию введут начиная с конца 2022 года, на международном уровне – в 2023 году. Аналогичные планы подписки есть у Hulu, в ближайшем будущем к похожей модели придет Paramount+.
HBO Max запустил свой вариант «легкого тарифа» с поддержкой рекламы в июне 2021 года с правилом, согласно которому ни в одном часе не должно быть более четырех минут рекламы. Однако стриминг думает и о новых идеях.
Рекламодатели смогут заключать эксклюзивные контракты вокруг определенных фильмов или групп фильмов в «рекламной» версии HBO Max. Здесь компании они могут купить «блок бренда». Это новая коммерческая концепция, которая запускается до начала фильма. Реклама позволяет WarnerMedia продавать услуги потокового вещания по более низкой месячной цене и дает подписчикам возможность смотреть широкий спектр фильмов, не слишком отвлекаясь, — говорит Джулиан Франко, старший вице-президент по управлению продуктами HBO Max, в материале Variety.
Свое слово в этой битве за расширение аудитории не сказал Netflix. Признанный лидер в VOD-индустрии, перестроился на современную модель стриминга первым.
«Если в какой-то момент мы определим, что у нас есть право как бы реализовать наши намерения в пространстве, которое совпадает с измерениями, тогда отлично, – сказал Спенсер Нойманн, финансовый директор Netflix. – Но сейчас это не входит в наши планы». Однако он добавил: «Никогда не говори никогда… Другие люди учатся на этом, поэтому нам трудно игнорировать то, что другие делают это, но пока это не имеет смысла для нас».