По разные стороны океана: открываются Берлинале и кинофестиваль Трайбека
Источник: https://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=332983
9 июня 2021 года в немецкой столице стартует вторая часть 71 Берлинского международного кинофестиваля. Фильмы, которые в марте посмотрели пресса, индустрия и жюри, теперь покажут публике. Символично, что в этот же день в Нью-Йорке начинается Трайбека — прошлогодняя была отменена, все это время ее руководство экспериментировало с разными способами показа и теперь планирует активно использовать виртуальную форму.
Возвращение к зрителям
Из-за пандемии руководство Берлинале решило разбить 71 смотр на две части. В марте провели онлайн-показы для индустрии и прессы, международное жюри определило призеров и обладателя Золотого медведя (он достался румынскому фильму «Неудачный трах, или Безумное порно» Раду Жуде). И вот на специальном летнем мероприятии Berlinale Summer Special все эти же фильмы будут доступны для зрителей. Берлинский фестиваль всегда был именно городским событием, показы проходили во множестве кинотеатров, от центральных мультиплексов до камерных независимых заведений по всему городу. Логично, что фестиваль решил, не отказываясь от своего традиционного сезона и проведя онлайн часть для профессионалов, все же летом (с 9 по 20 июня) сделать второй дубль для публики.
Еще в конце апреля эти сроки были под вопросом из-за ковидных ограничений в стране, руководство Берлинале пыталось договориться с городскими властями о том, каким будет фестиваль. Очередной перенос на другие даты или онлайн-вариант не рассматривались.
В итоге в начале мая стало известно, что Berlinale Summer Special пройдет в те дни, в какие и планировалось, на это даже было выделено, как выразились в своем релизе содиректоры Берлинале Карло Шатриан и Мариетте Риссенбек, щедрое дополнительное финансирование. Задействованы 16 кинотеатров под открытым небом, почти в каждой части города. Основной площадкой станет специально созданный open-air на Музейном острове. Тут будут проходить премьеры конкурсных фильмов, тут же 13 июня состоится и церемония награждения победителей в соответствии с решениями жюри, принятым в марте. Чтобы внести хоть какую-то интригу, был учрежден приз зрительских симпатий для фильмов основного конкурса. Его вручат в финале мероприятия в том же open-air на Музейном острове, а затем еще раз покажут фильм, этот приз получивший.
Не будет ретроспективных программ (из-за невозможности показывать снятое на пленку 35 мм кино на открытом воздухе), Forum Expanded отменена. Ни пресс-конференций, ни фотоколлов для прессы также не предвидится. Зато на смотре введены меры безопасности и гигиены. Билеты станут именными — их надо будет показывать на входе вместе с удостоверением личности и тестом ПЦР, взятым не ранее чем за 24 часа до сеанса (либо с сертификатом о вакцинации или доказательством выздоровления). Вход только в масках типа FFP2 и никаких других, правда на своем месте их можно снять.
Торговля билетами на Берлинале на этот раз шла только онлайн. В мирное время желающие попасть на показы, выстраивались в реальные очереди в кассы, в том числе в главную, в торговом центре Аркады на Потсдамер плац. Дело в том, что что выделенные на онлайн-кассу билеты стремительно заканчивались в первые минуты после старта продаж. В этом году кассы были закрыты, открытие онлайн-торговли перенеслось на несколько дней. А когда наступил час икс, выяснилось, что сайт Берлинале просто перекидывает желающих на сайты задействованных опен-эйров. Причем, один из них, например, не имеет функции купить билет онлайн (на данный момент на сайте этого заведения отмечено, что все билеты распроданы, и как это произошло — загадка), в другом что-то сломалось и купить билет на некоторые сеансы было невозможно. Третий при попытке совершить покупку выдавал честный ответ «пожалуйста подождите, мы можем продавать одновременно только десять билетов». И это на фестиваль, куда стремятся попасть десятки тысяч, особенно сейчас, когда кинотеатры в Берлине, закрытые со 2 ноября, все еще не работают.
В конце мая пять крупных дистрибьюторов страны, в том числе HDF Kino и AG Kino, призвали власти открыть их к 1 июля и как-то сообщить об том заранее, чтобы можно было планировать жизнь (буквально на днях стало известно, что 1 июля открытие произойдет). Во Франции и Великобритании кинотеатры уже открыты, и в Германии, где постепенно снимаются ограничения, тоже этого хотят. На данный момент постепенно возвращаются к работе только опен-эйры. Так что Берлинале для местного зрителя — это одна из редких возможностей сходить в кино впервые за семь с лишним месяцев. И случившийся билетный коллапс фестиваля оказался весьма некстати, пусть даже через несколько дней эти технические проблемы в основном были решены.
Американский опыт
В те же сроки, с 9 по 20 июня, в этом году в Нью-Йорке проходит Трайбека, когда-то начинавшаяся как способ экономически поддержать пострадавший от терактов 11 сентября Манхеттен, а сегодня ставшая важным смотром независимого кино. В конце апреля стала известна ее программа — 66 фильмов трех конкурсных разделов, в основном мировые премьеры, а также фильмы секций Viewpoints, Spotlight, Midnight, Movies Plus и Tribeca Critics ‘ Week.
Откроет фестиваль мюзикл Джона Чу «На высоте мечты» от Warner Bros., экранизация бродвейской пьесы Лин-Мануэля Миранды. Заявлены мировые премьеры таких фильмов, как «Поймай красотку» от продюсера Даррена Аронофски, хоррор от Hulu «Ложноположительный» с Пирсом Броснаном, «Безбожник» с Элайджей Вудом и Робертом Патриком о знаменитом серийном убийце Теде Банди, криминальная драма «Без резких движений» Стивена Содерберга с Мэттом Дэймоном и Бенисио Дель Торо. В числе документальных премьер — «Детки» о культовой ленте Ларри Кларка и о том, как сложилась судьба ее актеров, «Как катящийся камень: Жизнь и время Бена Фонг-Торреса» о редакторе журнала Rolling Stone и о том, как он изменил эпоху. В конкурсе мировой драмы заявлен фильм с российским участием и частично на русском языке, это «Брайтон 4» Левана Когуашвили, история грузинского борца, который едет в Бруклин, чтобы помочь сыну избавиться от карточного долга. Кроме актуальных показов состоятся и физические премьеры фильмов из программы прошлого года.
Прошлогоднюю апрельскую Трайбеку было решено отменить в ее физической форме (в программу тогда вошло 115 фильмов из 33 стран, в том числе 95 мировых премьер). Прессе и индустрии показали все на специально созданном онлайн-ресурсе Extranet, жюри отсмотрело конкурсы и выбрало победителей (в 2021 году так поступил и Берлинале). Далее фестиваль активно экспериментировал с формами. Стал инициатором нескольких онлайн-инициатив (например, совместного с YouTube бесплатного онлайн-фестиваля We Are One). А также ловко использовал американскую традицию автокинотеатров. Программы Drive-in и раньше были в сетке фестиваля, но в прошлом сезоне они разрослись. Показы проходили по всей стране на стадионах, в том числе на Rose Bowl в Калифорнии и AT&T в Техасе, а также на общественных пляжах. Была запущена совместная программа с Walmart — торговый гигант на август-сентябрь 2020 года отдал под драйв-ины фестиваля огромные парковки в 160 своих универмагах по всей стране в расчете на то, что зритель будет охотно покупать воду и еду перед сеансами.
В 2021 году Трайбека проходит очно, пусть и с опозданием, не в апреле, а в июне. Кроме актуальных показов состоятся и физические премьеры фильмов из программы прошлого года. Но некоторые эксперименты станут, видимо, постоянной практикой. Драйв-ины обещают оставить и «в регионах», показы в Нью-Йорке состоятся в том числе и в передвижных кинотеатрах с LED-экранами. И будет онлайн-часть — публика сможет покупать билеты и смотреть фестивальное кино дома (эта часть так и называется Tribeca at Home и будет доступна на специальном ресурсе watch.tribecafilm.com).
Трайбека — не единственный американский кинофестиваль, для которого онлайн-форма не просто антипандемический способ выжить. В середине мая крупнейший кинофорум независимого кино Sundance, обнародовав даты проведения в 2022 году, сообщил также, что он будет проходить в гибридной форме, физически и онлайн. Сандэнс в январе 2021 года был именно таким, показы были и в Парк-Сити, но в целом американские зрители смотрели кино на специальной онлайн-платформе, а также в независимых кинотеатрах во всех штатах (публике из других стран мира были доступны лишь некоторые программы, но смотрели и они — заходы на сайт фиксировались из 120 стран). В итоге аудитория Сандэнса выросла в 2,7 раз. Логично, что руководство фестиваля решило сохранить онлайн-платформу. Похоже, заокеанские кинофестивали склонны продолжать виртуальные показы и сделать их частью системы даже в постпандемические времена.